Словарь айкидо

Кто есть кто в Айкидо?

Основная терминология айкидо

О-Сенсей — Основатель школы (буквально «Великий Учитель»)
Дошу — Глава школы
Шихан — Инструктор-руководитель (от 6-го Дана и выше)
Сэнсэй — Учитель
Сэмпай — Старший ученик
Кохай — Младший ученик
Дохай — Равные между собой ученики
Юданча — Обладатель степени Дан
Додзё чё — Старший в додзё
Учи деши — Ученик, живущий в доме мастера (приближённый ученик)
Дан — Высшие ученические и мастерские разряды
Кю — Начальные ученические разряды


Степеней "кю" в Айкидо всего 6 для взрослых и 8 для детей. Самая младшая степень "кю" — восьмая, самая старшая — первая. Каждая степень имеет свое название.

Хачи-кю — 8 кю
Шичи-кю — 7 кю
Рок-кю — 6 кю
Го-кю — 5 кю
Ён-кю — 4 кю
Сан-кю — 3 кю
Ни-кю — 2 кю
Ик-кю — 1 кю Шо-дан - 1 Дан
Ни-дан — 2 Дан
Сан-дан — 3 Дан
Ён-дан — 4 Дан
Го-дан — 5 Дан
Року-дан — 6 Дан
Шичи-дан — 7 Дан
Хачи-дан — 8 Дан
Ку-дан — 9 Дан
Дзю-дан — 10 Дан

Цифры на японском

Освоить счёт в японском языке достаточно просто.
Счет по японски, цифры по японски насколько это сложно?
От одного до десяти на японском языке наиболее часто используют в айкидо.
Как считать по японски до 10 ?
Для того, чтобы научится считать от 1 до 99, достаточно выучить цифры первого десятка:
1 (один по японски) = ichi = ичи
2 (два по японски) = ni = ни
3 (три по японски) = san = сан
4 (четыре по японски) = yon (or shi) = йон (или ши)
5 (пять по японски) = go = го
6 (шесть по японски) = roku = року
7 (семь по японски) = nana (or shichi) = нана (или шичи)
8 (восемь по японски) = hachi = хачи
9 (девять по японски) = kyu = ку
10 (десять по японски) = jyu = джу



Начиная с 11-ти, японцы строят числа по формуле «десять и один» — одиннадцать и т.д.
11 = «десять (и) один» = «jyu ichi» = «джу ичи»
12 = «десять (и) два» = «jyu ni»
13 = «десять (и) три» = «jyu san» = «джу сан»
14 = «десять (и) четыре» = «jyu shi» or «jyu yon» = «джу ши» или «джу йон»
15 = «десять (и) пять» = «jyu go» = «джу го»
16 = «десять (и) шесть» = «jyu roku» = «джу року»
17 = «десять (и) семь» = «jyu nana» or «jyu shichi» = «джу нана» или «джу шичи»
18 = «десять (и) восемь» = «jyu hachi» = «джу хачи»
19 = «десять (и) девять» = «jyu kyu» = «джу ку»

Техники айкидо

  • Тачи ваза (TW) — техники в положении стоя
  • Сувари ваза (SW) — техники в положении сидя
  • Ханми хандачи ваза (HHW) — техники из положения полусидя
Кататэ дори (захват одной руки)
Описание захвата:
  • Базовая позиция: нападающий захватывает одну руку противника
  • Варианты исполнения:
  • Ай ханми — одноименная позиция (захват той же рукой)
  • Гяку ханми — разноименная позиция (захват противоположной рукой)
  • Применение: используется как основа для множества техник, включая иккё, сихо нагэ, ирими нагэ
Рёте дори (захват обеих рук)
Описание захвата:
  • Базовая позиция: нападающий захватывает обе руки противника
  • Особенности:
  • Более сложный и надёжный захват
  • Ограничивает подвижность противника
  • Требует особого внимания при выполнении техник
  • Техники: на основе этого захвата выполняются кокю хо, тенчи нагэ и другие броски
Уширо рёте дори (захват обеих рук сзади)
Описание захвата:
  • Базовая позиция: нападающий захватывает обе руки противника сзади
  • Сложность:
  • Один из самых сложных базовых захватов
  • Требует хорошей физической подготовки
  • Ограничивает возможности для контратаки
  • Применение: используется для отработки санкё и других продвинутых техник
. 1. Никё (Nikyo)
  Болевая техника на запястье, где за счёт прокручивания руки по внутренней стороне происходит сгибание и давление на лучезапястный сустав и связки. Контроль направлен на локтевой и лучезапястный суставы, что вызывает боль и позволяет удерживать противника.

2. Котэ гаэси (Kote Gaeshi)
  Техника переворота наружу с захватом запястья. Противник захватывается за руку, затем рука выворачивается наружу, создавая давление на запястье и локоть, что приводит противника в неустойчивое положение и позволяет выполнить бросок.

3. Удэ киме нагэ (Ude Kime Nage)
  Контроль и бросок с акцентом на плечевой сустав. Выполняется при захвате руки противника, затем рука фиксируется и поворачивается, что вызывает контроль боли и ведёт к броску.

4. Санкё (Sankyo)
  Техника контроля запястья с подъёмом руки и закручиванием кисти. Создаётся напряжение на лучезапястный и локтевой сустав, что причиняет боль и позволяет манипулировать движением противника.

5. Ёнко (Yonkyo)
  Контроль, основанный на точечном давлении на нервные пучки или мышцы предплечья. Через давление на определённые точки вызывается резкая боль и контроль над противником, что позволяет применить бросок или удержание.

6. Коку хо (Kokyu Ho)
  Техника дыхательной силы. Используется мягкое, но эффективное движение и дыхание для того, чтобы направить и контролировать силу противника, вывести его из равновесия и выполнить бросок.

7. Суми отоси (Sumi Otoshi)
  Бросок, при котором противника выводят из равновесия в угол (сверху вниз и в сторону) с использованием его силы. Позволяет быстро и эффективно провести бросок, используя минимальные усилия.

8. Айки отоси (Aiki Otoshi)
  Бросок с использованием принципов айкидо — гармоничного объединения с движением противника. Плавный перевод силы оппонента в бросок вниз без применения чрезмерной силы.

9. Коси нагэ (Koshi Nage)
  Бросок бедром. Противник подхватывается и с помощью бедра и корпуса выполняется мощный бросок через бедро вперед.

10. Гокё (Gokyo)
  Комплекс из пяти основных бросков, составляющих базовую технику айкидо, включая управление руками и балансом противника для эффективного броска.

11. Дзюджи гарами (Juji Garami)
  «Перекрестный замок» — болевой приём на локтевой или плечевой сустав с перекрещиванием рук, ограничивающий движение и причиняющий боль. Аналог арм-бара.

12. Хидзи киме осаэ (Hiji Kime Osae)
  Техника контроля локтя с фиксацией, где локтевой сустав прижимается и удерживается в ограниченном положении, вызывая боль и делая противника бессильным.

Эти техники айкидо основаны на принципах использования силы противника и контроле суставов и давления, что позволяет эффективно управлять ситуацией даже с более сильным оппонентом.
Кокю наге (бросок дыханием) — одна из базовых техник айкидо, основанная на принципах управления энергией и движением противника.
Основные характеристики техники:
  • Принцип действия: использование силы и движения атакующего против него самого
  • Основа техники: координация дыхания с движением
  • Тип броска: бесконтактный, без применения болевого воздействия
Особенности выполнения:
  • Техника строится на синхронизации движений с дыханием партнера
  • Требует точного чувства баланса и момента атаки
  • Использует естественное движение противника
  • Выполняется без грубого физического воздействия
Где применяется:
  • Входит в программу аттестации на 4 кю и выше
  • Используется при захватах:
  • Рёте дори (захват обеих рук)
  • Катате дори (захват одной руки)
  • При различных видах атак
Важные элементы техники:
  • Контроль центра тяжести
  • Правильное дыхание обоих партнеров
  • Чувство момента атаки
  • Плавность движений
  • Сохранение баланса
Техника кокю наге считается одной из самых элегантных в айкидо, так как демонстрирует принцип использования силы противника против него самого без применения грубой физической силы. Это делает её особенно эффективной при работе с более сильным противником.

Дзю ваза (или дзю-ваза) — это особая категория техник в айкидо, которая демонстрирует высочайший уровень мастерства и понимания принципов этого боевого искусства.
Основные характеристики:
  • Техника основана на предвидении действий противника
  • Требует исключительной реакции и концентрации
  • Позволяет эффективно защищаться даже в неблагоприятных условиях
Ключевые принципы выполнения:
  1. Правильная стойка:
  • Руки в позиции тегатана
  • Ноги на ширине плеч
  • Центр тяжести в тандэн
  • Вес преимущественно на носках
  • Вертикальное положение позвоночника
  1. Техника передвижения:
  • Плавное скольжение по площадке
  • Постоянный возврат веса в центр
  • Равномерное распределение нагрузки
  • Сохранение центральной линии защиты
  1. Тактика действий:
  • Постоянное движение, отсутствие статичности
  • Точное реагирование на действия противника
  • Разнообразие ответных действий
  • Предвидение траектории атаки
Стратегические особенности:
  • Умение провоцировать противника на предсказуемые действия
  • Использование одного противника как помехи другому
  • Изматывание противника энергозатратными действиями
  • Работа в условиях ограниченного пространства
Важно понимать, что дзю ваза — это не просто набор техник, а искусство управления ситуацией, где ключевую роль играет:
  • Спокойствие и сосредоточенность
  • Чувство момента и времени
  • Предвидение действий противника
  • Экономия движений
Эта техника особенно эффективна в ситуациях, когда необходимо действовать максимально эффективно при ограниченных возможностях или ресурсах.