О-Сенсей — Основатель школы (буквально «Великий Учитель») Дошу — Глава школы Шихан — Инструктор-руководитель (от 6-го Дана и выше) Сэнсэй — Учитель Сэмпай — Старший ученик Кохай — Младший ученик Дохай — Равные между собой ученики Юданча — Обладатель степени Дан Додзё чё — Старший в додзё Учи деши — Ученик, живущий в доме мастера (приближённый ученик) Дан — Высшие ученические и мастерские разряды Кю — Начальные ученические разряды
Степеней "кю" в Айкидо всего 6 для взрослых и 8 для детей. Самая младшая степень "кю" — восьмая, самая старшая — первая. Каждая степень имеет свое название.
Хачи-кю — 8 кю Шичи-кю — 7 кю Рок-кю — 6 кю Го-кю — 5 кю Ён-кю — 4 кю Сан-кю — 3 кю Ни-кю — 2 кю Ик-кю — 1 кю Шо-дан - 1 Дан Ни-дан — 2 Дан Сан-дан — 3 Дан Ён-дан — 4 Дан Го-дан — 5 Дан Року-дан — 6 Дан Шичи-дан — 7 Дан Хачи-дан — 8 Дан Ку-дан — 9 Дан Дзю-дан — 10 Дан
Цифры на японском
Освоить счёт в японском языке достаточно просто. Счет по японски, цифры по японски насколько это сложно? От одного до десяти на японском языке наиболее часто используют в айкидо. Как считать по японски до 10 ? Для того, чтобы научится считать от 1 до 99, достаточно выучить цифры первого десятка: 1 (один по японски) = ichi = ичи 2 (два по японски) = ni = ни 3 (три по японски) = san = сан 4 (четыре по японски) = yon (or shi) = йон (или ши) 5 (пять по японски) = go = го 6 (шесть по японски) = roku = року 7 (семь по японски) = nana (or shichi) = нана (или шичи) 8 (восемь по японски) = hachi = хачи 9 (девять по японски) = kyu = ку 10 (десять по японски) = jyu = джу
Ханми хандачи ваза (HHW) — техники из положения полусидя
Кататэ дори (захват одной руки) Описание захвата:
Базовая позиция: нападающий захватывает одну руку противника
Варианты исполнения:
Ай ханми — одноименная позиция (захват той же рукой)
Гяку ханми — разноименная позиция (захват противоположной рукой)
Применение: используется как основа для множества техник, включая иккё, сихо нагэ, ирими нагэ
Рёте дори (захват обеих рук) Описание захвата:
Базовая позиция: нападающий захватывает обе руки противника
Особенности:
Более сложный и надёжный захват
Ограничивает подвижность противника
Требует особого внимания при выполнении техник
Техники: на основе этого захвата выполняются кокю хо, тенчи нагэ и другие броски
Уширо рёте дори (захват обеих рук сзади) Описание захвата:
Базовая позиция: нападающий захватывает обе руки противника сзади
Сложность:
Один из самых сложных базовых захватов
Требует хорошей физической подготовки
Ограничивает возможности для контратаки
Применение: используется для отработки санкё и других продвинутых техник
. 1. Никё (Nikyo) Болевая техника на запястье, где за счёт прокручивания руки по внутренней стороне происходит сгибание и давление на лучезапястный сустав и связки. Контроль направлен на локтевой и лучезапястный суставы, что вызывает боль и позволяет удерживать противника.
2. Котэ гаэси (Kote Gaeshi) Техника переворота наружу с захватом запястья. Противник захватывается за руку, затем рука выворачивается наружу, создавая давление на запястье и локоть, что приводит противника в неустойчивое положение и позволяет выполнить бросок.
3. Удэ киме нагэ (Ude Kime Nage) Контроль и бросок с акцентом на плечевой сустав. Выполняется при захвате руки противника, затем рука фиксируется и поворачивается, что вызывает контроль боли и ведёт к броску.
4. Санкё (Sankyo) Техника контроля запястья с подъёмом руки и закручиванием кисти. Создаётся напряжение на лучезапястный и локтевой сустав, что причиняет боль и позволяет манипулировать движением противника.
5. Ёнко (Yonkyo) Контроль, основанный на точечном давлении на нервные пучки или мышцы предплечья. Через давление на определённые точки вызывается резкая боль и контроль над противником, что позволяет применить бросок или удержание.
6. Коку хо (Kokyu Ho) Техника дыхательной силы. Используется мягкое, но эффективное движение и дыхание для того, чтобы направить и контролировать силу противника, вывести его из равновесия и выполнить бросок.
7. Суми отоси (Sumi Otoshi) Бросок, при котором противника выводят из равновесия в угол (сверху вниз и в сторону) с использованием его силы. Позволяет быстро и эффективно провести бросок, используя минимальные усилия.
8. Айки отоси (Aiki Otoshi) Бросок с использованием принципов айкидо — гармоничного объединения с движением противника. Плавный перевод силы оппонента в бросок вниз без применения чрезмерной силы.
9. Коси нагэ (Koshi Nage) Бросок бедром. Противник подхватывается и с помощью бедра и корпуса выполняется мощный бросок через бедро вперед.
10. Гокё (Gokyo) Комплекс из пяти основных бросков, составляющих базовую технику айкидо, включая управление руками и балансом противника для эффективного броска.
11. Дзюджи гарами (Juji Garami) «Перекрестный замок» — болевой приём на локтевой или плечевой сустав с перекрещиванием рук, ограничивающий движение и причиняющий боль. Аналог арм-бара.
12. Хидзи киме осаэ (Hiji Kime Osae) Техника контроля локтя с фиксацией, где локтевой сустав прижимается и удерживается в ограниченном положении, вызывая боль и делая противника бессильным.
Эти техники айкидо основаны на принципах использования силы противника и контроле суставов и давления, что позволяет эффективно управлять ситуацией даже с более сильным оппонентом.
Кокю наге (бросок дыханием) — одна из базовых техник айкидо, основанная на принципах управления энергией и движением противника. Основные характеристики техники:
Принцип действия: использование силы и движения атакующего против него самого
Основа техники: координация дыхания с движением
Тип броска: бесконтактный, без применения болевого воздействия
Особенности выполнения:
Техника строится на синхронизации движений с дыханием партнера
Требует точного чувства баланса и момента атаки
Использует естественное движение противника
Выполняется без грубого физического воздействия
Где применяется:
Входит в программу аттестации на 4 кю и выше
Используется при захватах:
Рёте дори (захват обеих рук)
Катате дори (захват одной руки)
При различных видах атак
Важные элементы техники:
Контроль центра тяжести
Правильное дыхание обоих партнеров
Чувство момента атаки
Плавность движений
Сохранение баланса
Техника кокю наге считается одной из самых элегантных в айкидо, так как демонстрирует принцип использования силы противника против него самого без применения грубой физической силы. Это делает её особенно эффективной при работе с более сильным противником.
Дзю ваза (или дзю-ваза) — это особая категория техник в айкидо, которая демонстрирует высочайший уровень мастерства и понимания принципов этого боевого искусства. Основные характеристики:
Техника основана на предвидении действий противника
Требует исключительной реакции и концентрации
Позволяет эффективно защищаться даже в неблагоприятных условиях
Ключевые принципы выполнения:
Правильная стойка:
Руки в позиции тегатана
Ноги на ширине плеч
Центр тяжести в тандэн
Вес преимущественно на носках
Вертикальное положение позвоночника
Техника передвижения:
Плавное скольжение по площадке
Постоянный возврат веса в центр
Равномерное распределение нагрузки
Сохранение центральной линии защиты
Тактика действий:
Постоянное движение, отсутствие статичности
Точное реагирование на действия противника
Разнообразие ответных действий
Предвидение траектории атаки
Стратегические особенности:
Умение провоцировать противника на предсказуемые действия
Использование одного противника как помехи другому
Изматывание противника энергозатратными действиями
Работа в условиях ограниченного пространства
Важно понимать, что дзю ваза — это не просто набор техник, а искусство управления ситуацией, где ключевую роль играет:
Спокойствие и сосредоточенность
Чувство момента и времени
Предвидение действий противника
Экономия движений
Эта техника особенно эффективна в ситуациях, когда необходимо действовать максимально эффективно при ограниченных возможностях или ресурсах.